Аннотация:Статья посвящена пьесе П. Барсковой «Живые картины», в которойописывается «смертное время» блокады Ленинграда. Освещение этой темыу Барсковой принципиально отличается от принятого в советское время.Автор сосредоточен на передаче трагического опыта блокадников и учи-тывает современное понимание травмы как «немого» опыта. Названиемпьесы Барскова отсылает к живописи и к арт-экспериментам леди Гамиль-тон. Это позволяет ей совместить роли объекта изображения и субъектахудожественного высказывания, что важно для экспликации непроговари-ваемого травматичного опыта. Другой вид искусства создает необходимуюдистанцию, при которой «свидетель» обретает возможность речи. В статьеподробно анализируется соответствующая сцена пьесы («живые картины» вРембрандтовском зале Эрмитажа, опустевшем после эвакуации коллекциишедевров), в которой выделяется «текст в тексте». Персонажи Барсковой вроли персонажей Рембрандта оказываются объектами изображения и субъ-ектами речи, а их субъективный эстетический опыт становится одновремен-но метафорой и метонимией произведений искусства. Экфрасис позволяетавтору соединить две изображаемые реальности, указывая одновременно ина их разность. Обнажая механизм формирования дискурса о себе, дистаци-рованного произведением искусства, Барскова формирует и собственный(по сути лирический) способ говорения о травме. Она выстраивает пьесуна основе «свидетельств», трансформируя жанровые традиции сказки иакцентируя экфрасисом дистанцированность репрезентации опыта. Такойспособ, вероятно, можно назвать постсвидетельским.