Аннотация:В статье рассматривается освещение заговора Катилиныв «Истории Пистои» (Historia Pistoriensis) флорентийского гуманистаДжанноццо Манетти. Это сочинение, написанное предположительно в1446–1447 гг. и благосклонно принятое властями Пистои, представляет редкуювозможность понять, на какой основе конструировалась самоидентификацияжителей города, убежденных в своих римских корнях. «ИсторияПистои» до сих пор не переведена на русский язык, попытка углубленнопроанализировать повествование Манетти о Катилине предпринимаетсявпервые. Автор статьи приходит к выводу, что, несмотря на сильную зависимостьот своих главных источников — «О заговоре Катилины» Саллюстия,«Новой хроники» Дж. Виллани и «Истории флорентийского народа»Л. Бруни — гуманист вносит ряд существенных изменений в трактовку событий63–62 гг. до н.э. Хотя попытка поднять восстание против Республикини в коем случае им не оправдывается, образ Катилины сильно облагорожен;подчеркивается величие его души, грандиозность замысла, красноречие.В то время как у Виллани Луций Сергий — прежде всего отважныйвоин, Манетти выделяет столь ценимое в эпоху Ренессанса качество, каквладение словом. Согласно «Истории Пистои», Катилина принадлежит кчислу великих врагов Республики — выдающихся личностей, чьи талантыделают их обладателей особо опасными для Рима. Незначительно смещаяакценты повествования, Манетти снимает с Фезул и Тосканы долювины за участие в запо сути, повторяет Саллюстия. Вызывает интерес упоминание «надежныхавторов» (idoneos auctores), сообщающих о потерях правительственных войск.Из греко-римских писателей только Саллюстий остановился на данномаспекте, к достоверным повествователям отнесен и Дж. Виллани. С учетомвысокой оценки Манетти тосканской исторической традиции можно предположить,что он также имел в виду сочинения своих земляков — БрунеттоЛатини, Рикордано Малеспини, Маркьоне ди Коппо Стефани и др.говоре. Древняя земля этрусков изображается едвали не жертвой обстоятельств. Рассказ гуманиста о «битве при Пистории»,по сути, повторяет Саллюстия.