Аннотация:Рассмотрены художественные функции евангельских притч в исторической дилогии «Тобол» современного российского писателя А.В. Иванова. Интерес к исторической теме характерен для всего творчества писателя, он обращается к тем или иным историческим сюжетам, связанным с уральским и сибирским регионами. В своих исторических произведениях Иванов часто прибегает к изображению как православных, так и языческих религиозных ритуалов, создает образы служителей культа, иногда перефразирует те или иные библейские выражения и образы. Но в отечественной критике до сих пор не сформировалось единого мнения о том, исполняют христианские мотивы у Иванова аксиологическую роль или исключительно декоративную. Цель настоящей работы - проанализировать идеологические и эстетические функции евангельских притч, актуализированных в тексте дилогии, поскольку уже подзаголовок романа представляет собой цитату из евангельских притч о званных на пир и о работниках двенадцатого часа. Установлено, что в общем контексте романа притчи входят в разветвленную систему христианских аллюзий и элементов православной культуры, позволяющих автору изучить особенности нравственного выбора и акцентировать внимание на необходимости ненасильственного, милосердного отношения к людям и к «адским» сибирским реалиям. Сами притчи, используемые Ивановым в «Тоболе», могут быть классифицированы как по персонажам, в судьбах которых отражаются притчевые сюжеты (Семен Ремезов, губернатор Гагарин, Ваня Демарин), так и по символическому значению. Из обширного массива евангельских притч писатель выбирает притчи двух семантических полей: связанные с образом Царствия Небесного и способами его достижения и иллюстрирующие призыв о милости к грешникам, который в романе дополняет идею справедливого возмездия (Страшного суда). Рассмотренные в совокупности, евангельские притчи позволяют определить авторское отношение к традиционной для русской литературы проблематике нравственного самоопределения.