Аннотация:В романе «Дым» Тургенев прибегнул к несвойственному ему жанру сатиры. Деятели русской революционной эмиграции и реакционеры-крепостники изображены в тонах памфлета. На протяжении советского времени, выявляя идейное содержание романа, литературоведы спорили, кого же больше всех высмеивает либерал-Тургенев, «лондонскую эмиграцию», «гейдельбергскую эмиграцию» или «дворянское общество, вплоть до высших сфер». В этой статье предпринята попытка поменять угол зрения. Не искать в очередной раз «главный» объект сатиры, а при помощи историко-политологического анализа реконструировать сложную картину общественных взглядов 1865—1867 гг., намеченную в романе. Гипотеза состоит в том, что суть времени, по Тургеневу, вероятно, состояла в «опасном» слиянии славянофилов, почвенников и представителей «революционной эмиграции» в некую антизападническую коалицию «самобытников». Она защищает архаичную сельскую общину, отвергает достижения западной цивилизации и единым фронтом противостоит либеральным реформам в России. Подобной обобщенной программе «самобытников» Тургенев в романе противопоставил столь же обобщенную программу западников.