Аннотация:Статья посвящена рассмотрению феномена свободы воли в философской системе Артура Шопенгауэра, выявлению линий преемственности данной проблемы и обнаружению новых и специфических черт в развитии немецким мыслителем вопроса о свободе воли на основе использования методов историко-философского анализа и рациональной реконструкции. В статье продемонстрировано стремление Шопенгауэра избежать двух противоположных полюсов в решении вопроса о свободе воли, один из которых утверждает факт доминирования над событиями природы жесткой необходимости, а другой, наоборот, все выводит из некоего универсального волевого акта. Подробно анализируется третий, альтернативный вариант, предложенный Шопенгауэром и развивающий идеи трансцендентального идеализма И. Канта. Особое внимание обращено на то, какие модификации внес сам Шопенгауэр в кантовскую концепцию совместного существования свободы и необходимости. Отдельно исследуется отношение Шопенгауэра к понятию фатализма и проясняется понимание необходимости как таковой. Основным положением первой части статьи является утверждение о том, что мир имеет не только эмпирическую сторону, отражающую существование явлений в соответствии с законом достаточного основания в определенном времени и пространстве, но и сторону интеллигибельную, тождественную безосновной воле. Кроме того, подчеркивается значение предпосылки самовластия, независимости как базисной характеристики свободной воли. Во второй части статьи более подробно раскрывается отношение эмпирического и интеллигибельного характера мира применительно к анализу человеческого поведения. Проясняется взаимосвязь изначальной самочинности воли, свободы и моральной ответственности. Разбирается понятие раскаяния и проясняется его смысл. Проводится реконструкция аргументов Шопенгауэра в работе «О свободе воли». Вскрывается заблуждение эмпирического понимания свободы воли и обосновывается возможность трансцендентальной свободы. Ключевым тезисом второй части статьи является положение о том, что невозможно отыскать подлинную свободу в отдельных конкретных поступках человека; что человек в своих частных проявлениях не может выбирать, быть ему таким или же быть иным.