Место издания:Издательство Санкт-Петербургского государственного университета Санкт-Петербург
Первая страница:298
Последняя страница:315
Аннотация:Статья представляет собой общий предварительный очерк философии культуры современного французского философа Дана Шпербера (р. 1942). В центре нашего анализа его монография «Объясняя культуру: натуралистический
подход» (1996). Шпербер развивает материалистический подход к культуре, опираясь на дарвиновскую модель и достижения современной когнитивной психологии. Он утверждает, что изучать культуру должна культурная эпидемиология, или эпидемиология репрезентаций. Шпербер различает два типа репрезентаций: ментальные и публичные. Эти репрезентации образуют каузальные цепочки. Задача Шпербера — понять, почему одни репрезентации
устойчивы и широко распространяются, в отличие от других. Шпербер дистанцируется от меметики, подчеркивая, что при трансляции репрезентации
постоянно меняются и их изменения происходят в сторону культурной привлекательности. Шпербер полемизирует с Джерри Фодором по поводу модулярности сознания: в отличие от Фодора, он утверждает, что концептуальные
процессы, т. е. собственно мышление, тоже могут быть модульными. Шпербер расширяет сферу рациональности, вводя в нее полупонятное, сомнительное и загадочное. Шпербер ставит перед собой задачу соединить воедино модулярный взгляд на концептуальное мышление и натуралистический (материалистический) взгляд на человеческую культуру, который он разрабатывает
под названием «эпидемиология репрезентаций».