Место издания:Издательство Санкт-петербургского университета Санкт-Петербург
Первая страница:282
Последняя страница:297
Аннотация:Обида — один из самых важных морально-значимых феноменов. Поэтому не- удивительно, что она привлекает большое внимание моральных философов. Статья посвящена исследованию двух подходов к морально-философскому осмыслению обиды. Первый был разработан в Новое время Дж. Батлером. Второй предложил в середине ХХ в. П. Стросон. Батлер предложил свои идеи о природе обиды в рамках проповеди, что, однако, не означает, что теологи- ческий контекст его рассуждений подчиняет себе их морально-философское содержание. Теория Батлера тесно связана с его представлениями о человече- ской природе как о чем-то целостном: обида нужна нам для того, чтобы урав- новесить другую моральную эмоцию — сочувствие. Батлер также выделяет два вида обиды: внезапную и умышленную. Стросон в свою очередь предста- вил свои взгляды на природу обиды в рамках академической лекции, которая затем была опубликована как статья. Его рассуждения касаются вопроса о со- отношении свободы, моральных реакций и детерминизма. Стросон пытает- ся показать, что наше представление о свободе тесно связано с практиками моральной ответственности, наличие которых никак не связано с детерми- низмом. Ключевым пунктом его рассуждений является требование перестать чрезмерно интеллектуализировать моральный опыт. Если мы откажемся от интеллектуалистской иллюзии, то увидим в фактичности моральных прак- тик нечто большее, чем просто фактичность. Все, что нужно для морали, уже есть в моральной практике: и заслуженность, и обида, и справедливость, и т. п. Если осознать этот факт, то проблема свободы воли будет решена. В заключе- ние статьи сравниваются подходы Батлера и Стросона.