Аннотация:Данная статья посвящена международному опыту применения санкций в отношенииотдельных стран и возможностям его использования для оценки экономических перспектив России. Наоснове имеющейся теоретической литературы в работе выделяются две основные классификации санкций — по направлению ограничений (торговые, финансовые и персональные) и по масштабу («умные»и общие). Проанализированный в статье опыт санкций в отношении Ирана и Югославии показывает,что и финансовые, и торговые ограничения имеют как краткосрочные, так и долгосрочные негативные последствия. В краткосрочном периоде обрыв торговых связей и лишение доступа к финансовымрынкам приводят к острому кризису, снижению доходов населения и высокой инфляции. В среднесрочной перспективе экономика, впрочем, способна адаптироваться к новым условиям, в результатечего возможен ограниченный восстановительный рост. Однако в долгосрочном периоде даже в случаеснятия санкций экономическому развитию будут препятствовать инерция произошедшей перестройкихозяйственных связей; накопленная экономическая отсталость; порча институтов, вызванная стремлением обойти введённые ограничения, а также низкая инвестиционная привлекательность из-за рисковновых санкций. Текущие санкции, вводимые в отношении России, по своей структуре ближе к «общим»санкциям в отношении Ирана и Югославии, чем к российским санкциям в 2014 году. Тем самым естьоснования предполагать, что экономика России может пройти полный «санкционный цикл»: глубокийэкономический кризис, среднесрочная частичная адаптация, накопление долгосрочных последствийотставания, и это может оказывать негативное влияние и на постсанкционное развитие.