Аннотация:Одним из актуальных трендов современной трибологии является
исследование твердых углеродных покрытий нового поколения, обладающих
рядом уникальных свойств, открывающих возможности для создания
принципиально новых технологий и конструкций приборов и механизмов
триботехнического назначения. Обращает на себя внимание, что
большинство опубликованных исследований углеродных покрытий
направлено на оценку их трибологических характеристик, в то время как
собственно механизм разрушения покрытий практически не исследован . В
настоящей работеисследован механизм разрушения двух твердых
углеродных покрытий (монокристаллического и аморфного) при
испытаниях на трение по схеме «сфера-диск» в режиме граничной смазки .
Исследования проводились методом оптической микроскопии на микроскопе
Neofot-32 с использованием системы компьютерной обработки и
моделирования оптических изображений ImageExpert 3. Показано, что
разрушение покрытия в зоне дорожки трения осуществляется за счет
изнашивания вершин столбчатых кристаллитов, а также за счет
выламывания как отдельных кристаллитов, так и групп их, что приводит к
образованию объемных дефектов сплошности покрытия.При этом для
монокристаллического углеродного покрытия более характерно
образование дефектов сплошности покрытия в результате выламывания
отдельных столбчатых кристаллитов, которые могут служить
микрорезервуарами для удерживания смазочного материала в зоне трения. В
то же время при большей площади повреждения поверхности покрытия и
оголения материала подложки возможно развитие процессов схватывания,
т.е. нарушение нормальной работы пары трения при повышенных
температурах, что и наблюдалось при трибологических испытаниях(а-
С)покрытия.