Обзор The Cambridge Handbook of the Intellectual History of Psychology. Eds. R. Sternberg & Pickren W. Cambridge: Cambridge University Press, 2019статья
Аннотация:Предлагается обзор девятнадцати тематических статей в «The Cambridge Handbook of the Intellectual History of Psychology» (2019), написанных ведущими специалистами университетов Северной Америки, а также Австралии и Западной Европы. В адресованном как студентам, так и профессионалам Кембриджском руководстве представлены материалы, посвященные методологии психологии, основным парадигмам и психологическим подходам, взаимоотношению психологии и нейронауки, исследованиям в области ощущения и восприятия, внимания и памяти, мотивации и эмоций, интеллекта и творчества, научения и принятия решений, проблем развития, гендера, личности, ключевым вопросам психопатологии, социальной психологии и психологии здоровья. Редакторы сборника убеждены, что современную психологию невозможно понять, не познакомившись предварительно с ее историей. Каждая из тематических глав руководства содержит краткую историю идей соответствующей области психологии, а также анализ социокультурного контекста, в котором эти идеи возникали и эволюционировали. Осмысливая текущее состояние психологии, авторы одной из глав отмечают, что доказательность психологического знания в большей степени гарантирована характером его методологии, а не теоретических построений. Большинство современных психологов придерживаются проблемно-ориентированного подхода и отдают предпочтение междисциплинарным проектам. Начиная с 1990-х гг. в психологических публикациях отмечается рост использования качественных методов как признак возвращения психологии к своим фундаментальным философским основаниям, поскольку слепое использование количественных методов не учитывает всей сложности исследуемой реальности. Современную психологию также можно охарактеризовать как транснациональную и трансдисциплинарную науку.