Аннотация:Рассмотрена история относительно малоизученной подотрасли авиастроения – разработка и производство самолетов общего назначения. Данные о 2690 моделях самолетов и их выпуске собраны автором. Показано, что доля США в выпуске таких самолетов в XX веке превышает 80 %. В то же время, в 1930–1945 гг., лидерами в этом были европей-ские страны. Сделаны предположения о причинах смены лидеров.Дано и определение по-нятия «самолеты общего назначения» со ссылками на нормативные документы США, Евро-союза и России. Показано, что наиболее популярный класс таких самолетов – четырехместные, их доля в общем выпуске самолетов с числом мест от 3 до 11 превышает 50 %. Впервые публикуется динамика разработки и производства самолетов общего назначения в XX веке в мире с разбивкой по годам, странам, ведущим компаниям. Описаны сильные спады производства во время Великой депрессии и в первой половине 1980-х гг. Показано, что спрос на самолеты общего назначения сильно снижался во время обострения политической обстановки, что коррелирует с уверенностью потенциальных покупателей в своем будущем. Вероятно, такая зависимость должна наблюдаться и для других потребительских товаров длительного спроса. Изучена динамика разработки новых моделей самолетов общего на-значения. Показано, что пик ее интенсивности приходится на 1929 г., а послевоенный спад числа разработок начался еще в период роста производства – в середине 1960-х гг. Обнаружена очень сильная географическая концентрация: почти половина всех самолетов общего назначения в мире построена в одном городе (г. Вичита, штат Канзас), где разместили свои предприятия более дюжины авиастроительных компаний.