Аннотация:Введение. Вопросы воспитания традиционно относятся к актуальным и сложно исследуемым областям психолого-педагогической практики. Воспитание есть социальное явление, отражающее характеристики современных социальных связей и специфику социальной коммуникации. Наиболее сложным вопросом является поиск психологической основы моделирования, планирования и осуществления эффективного процесса воспитания, обеспечивающего личностно и социально значимый результат. Целью настоящей статьи являлось изучение моделей муниципальных и локальных систем воспитания в мегаполисе на основе исследования взаимосвязи качественных характеристик психосоциального развития субъектов трех групп педагогов и воспитанников с наличием или отсутствием различий в понимании целей воспитания участниками данных групп. Материалы и методы. Методологической основой проведенного выступили концептуальные положения эпигенетической теории Э. Эриксона, развитые в исследованиях В.А. Ильина и положения теории социального воспитания А.В. Мудрика. В качестве основной методики исследования использовался «Дифференциал психосоциального развития» (В.А. Ильин, Д.В. Сипягин), а также метод шкалирования. В исследовании приняли участие несколько групп: 120 человек учителей школ разного типа и педагогов дополнительного образования города Москвы и 1080 учеников, воспитанников данный учителей и педагогов. Общее количество участников эмпирического исследования - 1200 человек. Результаты исследования. В ходе эмпирического исследования выявлена взаимосвязь представлений воспитателей и их воспитанников о цели воспитательного процесса с качеством психосоциального развития личности, что позволяет прогнозировать успешность системы воспитания и может служить основой создания программ развития для всех участников воспитательного процесса. Выводы. Результаты выполненного исследования позволяют предположить, что эффективность воспитательного процесса базируется на качественных характеристиках психосоциального развития участников воспитательного процесса, рассматриваемых в совокупности отдельно взятой группы, например, школьного класса. В группах, где психосоциальное развитие имеет не гармоничный характер, с преобладанием тенденции менее качественного разрешения каждого кризиса в положительную сторону, наблюдается и большая дистанция между представлениями о цели воспитания у воспитателей и воспитанников. Применение теории психосоциального развития и разработанный в ее концепции диагностический инструментарий позволяет исследовать ключевой, системообразующий элемент модели воспитания - качество психосоциального развития личности, что может служить основой разработки потенциально эффективных стратегий воспитания, а также создания программ развития для всех участников воспитательного процесса.