Аннотация:В статье в качестве предмета исследования выбрана система представлений мыслителя о современной ему действительности, соотнесённая с его теоретическим видением
всемирно-исторического процесса. Новизна работы обуславливается тем, что творческое наследие Н. Я. Данилевского преимущественно изучалось философами которых, в первую очередь
интересовала сформулированная им новая методология истории.
Однако понять теорию Данилевского и избавить её от стереотипов, закрепившихся за ней в конце XIX — начале XX века, нельзя
без комплексного рассмотрения его взглядов. Его теория не может раскрыться без анализа его трактовки исторического пути
России и его связи с судьбой славянства в целом. В исследовании
последовательно анализируются теория культурно-исторических
типов, трактовка Данилевского истории России и Восточного
вопроса, а также его проект создания Всеславянского союза.
По итогам исследования автор статьи пришёл к следующим выводам. Несмотря на то что Данилевский выступил с критикой позитивизма, он не смог в своих теоретических построениях преодолеть
его влияние. Отрицая наличие единой линии прогресса в истории,
он ввёл понятие «основности» цивилизаций, которые с течением времени только усложняются. Это усложнение легко представить в виде прямой, всегда направленной верх. Данилевский
идеализировал социально-политическое развитие России, полагая, что все проблемы решены крестьянской реформой 1861 г. Мыслитель опасался, что германо-романская цивилизация не даст
славянскому культурно-историческому типу развиться, поэтому красной нитью через весь труд «Россия и Европа» проходит
мотив «борьбы», но не агрессивной, а оборонительной, результатом которой должно было стать создание славянской федерации — Всеславянского союза. Оно представлялось Данилевскому
как союз равноправных членов.
Интерес к труду Данилевского сохраняется и в настоящее
время. Автор «России и Европы» попытался оспорить европоцентристский подход в рассмотрении всемирно-исторического процесса, заявив о ценности каждой цивилизации. Эта мысль более
чем актуальна в наше время, когда довольно остро встала проблема своеобразия и уникальности разных культур и цивилизаций.