Аннотация:Деятельность групп интересов в международном и транснациональном пространстве, несмотря на их постоянно возрастающую роль, в значительной степени остаётся terra incognita для исследований международных отношений и международного права. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы восполнить ряд пробелов как в современной науке о международных отношениях, так и в теории лоббизма и групп интересов в части систематизации практик регулирования лоббизма в международном и транснациональном пространствах. Обобщение существующих практик и режимов регулирования должно способствовать лучшему пониманию сущности активности групп интересов в международном и транснациональном пространствах, возможностей и пределов её регулирования международными организациями и суверенными государствами. В статье проанализированы отдельные политико-правовые механизмы, сегментарно регулирующие лоббизм в международном и транснациональном пространствах. Исследованы наднациональные режимы, которые устанавливают правила взаимодействия групп интересов с конкретными наднациональными и международными организациями и объединениями, а также режимы регулирования иностранного лоббизма на национальном уровне, которые определяют правила взаимодействия иностранных групп интересов с органами власти суверенных государств. При изучении наднациональных режимов обобщён опыт регулирования лоббизма в Европейском Союзе и Организации Объединенных Наций. Был сделан вывод, что в ЕС действует наиболее инклюзивный режим регулирования лоббизма. Технически он охватывает все группы интересов, лоббирующие свои интересы в Брюсселе. В ООН применяется другой подход – взаимодействие с внешними группами фактически сведено к международным неправительственных организациям, что и отражено в нормах и правилах лоббизма в этой организации. В то же время к реальным субъектами лоббизма в разных институтах и центрах принятия решений относятся не только МНПО, но и бизнес-группы, по поводу допустимой степени влияния которых в ООН ведётся активная дискуссия. Разные институты в системе ООН по-разному подходят к вопросам регулирования влияния бизнеса, что приводит к возникновению разных подрежимов внутри организации. Рассмотренные примеры режимов регулирования иностранного лоббизма на национальном уровне показывают, что их развитие связано с политическими мотивами отдельных государств, которые стремятся ограничить политическое и информационное влияние со стороны иностранных групп интересов, при этом оставляя свободу для иностранных экономических групп интересов.