Аннотация:В целях изучения сформированности языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции у детей 6–6,5 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза было проведено исследование. Речевая компетенция изучалась у дошкольников с задержкой психического развития и у детей, посещающих детский сад общеразвивающего
вида. Было выделено два взаимосвязанных направления исследования – изучение состояния языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции старших дошкольников с задержкой психического развития: сформированности средств языка и умения применять их в различных ситуациях коммуникации. Разработана методика, включающая один блок
экспериментальных заданий и один блок наблюдений за состоянием речевой компетенции дошкольников с задержкой психического развития. Задания первого блока были направлены на выявление сформированности языкового компонента речевой компетенции детей. Второй блок методики позволил исследовать социоязыковой компонент речевой компетенции
дошкольников – умение детей применять доступные им языковые средства в четырёх сериях наблюдений. Выявлены особенности языковых средств, их использования и феномены коммуникативного поведения дошкольников с задержкой психического развития. Анализ результатов показал, что у детей
с задержкой психического развития отмечалось отставание и качественное своеобразие сформированности и применения
освоенных языковых средств в коммуникации.