Аннотация:В статье исследуется понятие «политический миф» в эссе Донны Харауэй «Манифест киборгов». Исходя из онтологии Харауэй о материально-семиотическом единстве и взаимосвязи мира, утверждается, что автор онтологии понимает политический миф как смысловую интерпретацию материальной и социальной реальности, которая в дальнейшем становится коллективным сознанием и трансформирует (подгоняет) реальность под себя. При этом выделяется два типа политических мифа у Харауэй. Во-первых, это мифы прошлого, скрытые и бессознательные эссенциальные идентичности (представления о мужчине, женщине, отделенности человека от природы), где носители мифологического сознания, в том числе герои-референты мифа, не рефлексируют его подлинность. Во-вторых, это новый миф о киборге как о существе, в котором размываются границы человека и животного, органики и техники, пересекаются и нивелируются различные гендерные, расовые и иные относимости. Киборг понимается как, с одной стороны, только зарождающаяся и не существующая в действительности фигура, с другой стороны, как фигура, с которой нужно оперировать как с реальностью сейчас, для действительного (материального) осуществления полной киборгизации субъекта и идентичности в будущем. Если взгляды Харауэй на «мифы прошлого» вполне соотносятся с понятием политического мифа у Р. Барта, Э. Кассирера или К. Флада как иррационального коллективного образа, который скрывает свои гиперреальные элементы, то миф о киборгах осознанно и открыто инсценируется его героями, солидаризирующимися друг с другом и понимающими свое нахождение внутри мифа, поэтому сообща использует его как стратегию противостояния всем формам укоренения и тотализации, что сближает эту концепцию с понятием политического мифа у Жоржа Сореля