Перевод с англ.: Д. Харауэй. Ситуативные знания: вопрос науки в феминизме и привилегия частичной перспективы (совместно с Еленой Костылевой) // Логос. 2021. №1. С. 237-271статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:Статья посвящена критическому разбору теорий и практик научной объективности и очерчиванию перспективной феминистской концепции объективности. Авторка начинает с критики двух основных подходов к феминистской объективности — социального конструкционизма, соединенного с инструментами семиологии и деконструкции, и феминистского эмпиризма. Если первый настаивает на риторической природе истины, существующей в поле власти в текстуализированном мире, то второй легитимирует научную объективность с поправкой на результаты гендерного анализа, предлагая концепцию «науки-преемницы». Преодолеть эту дихотомию между исторической контингентностью познавательных суждений и субъектов и доверием к научным объяснениям «реального» мира позволит реабилитации метафоры зрения. Любое видение телесно, потому предполагает местоположенность в мире. Следовательно, искомая объективность неизбежно является телесно воплощенной, а познание — ситуативным и местоположенным, всегда связанным с каким-то местом, позицией.Присоединяясь к конструктивистской критике бестелесной научной объективности, авторка концептуализирует ее как уловку бога: объективность — это взгляд из позиции «свыше», извне пространства частных позиций, позволяющий ученому сохранять отстраненность от объекта исследования. Точка зрения — человека, любого живого существа или машины — аллегория для феминистской объективности. Но вопреки позиционным подходам обещание объективности состоит не в отождествлении с другой позицией, а в частичном соединении: видеть совместно, не притязая быть другим. Ситуативное познание из частичной точки зрения не монополизирует истину за счет онтологизации угнетения, но оставляет возможность учиться тому, как видят другие. Таким образом, только частичная перспектива, соединенная с другими такими же, оказывается способной гарантировать объективность и способность нести ответственность.