Аннотация:Среди многочисленных литературных произведений, издававшихся на территории германских государств в XVII столетии, все еще можно обнаружить неизвестные источники по истории русско-европейских отношений. Вокальное произведение, сочиненное теоретиком барочной музыки, композитором и писателем Георгом Даниэлем Шпеером (1636–1707), — одно из них. Оно имеет все черты более раннего по времени фастнахтсшпиля, или положенного на музыку фаблио с немалым числом нескромных подробностей. Quiproquo в спальне — традиционный сюжет подобных и распространенных по всей Европе рассказов, однако в данном случае в качестве основного действующего лица сочинения выступает «один московский патриарх». Впрочем, ничто не позволит отличить его от немецкого священника или французского аббата. Напротив, музыка, сопровождающая вокальный номер, названа здесь «Московским танцем» и, вероятно, отражает представления композитора о светской музыке Московского государства. Все это свидетельствует о том, что к последней четверти XVII столетия Московия в обыденном сознании европейцев из экзотической и баснословной территории превращается в страну по соседству, о которой рассказывают привычные анекдоты.