Место издания:Ивановский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Иваново
Первая страница:142
Последняя страница:150
Аннотация:В статье раскрываются формы применения специальных психологических знаний и роль психолога в сопровождении семейных споров о месте жительства и порядке общения детей. При участии в судебном процессе психологи выступают в позиции эксперта, который проводит специальное исследование в отношении семьи, либо позиции специалиста для дачи пояснений и консультаций суду без проведения специального исследования. Приводятся категории, подлежащие установлению судом, и соответствующие им экспертные психологические и клинические понятия; перечень корректных вопросов для постановки перед экспертом-психологом. В случае частного обращения родителя или адвоката за обследованием ребенка и, как правило, одного из родителей, психолог выступает в роли диагноста. В большинстве случаев при непроцессуальной форме применения специальных психологических знаний за подготовку заключений берутся психологи, которые не владеют специальными знаниями. Соответственно, в семейных спорах родители воспринимают психолога как источник дополнительной возможности подтверждения своей правовой позиции, поскольку ключевой предъявляемый запрос – изготовление заключения. Автор обосновывает позицию, согласно которой в стране должна быть создана система непрерывного психолого-правового сопровождения разводящихся семей на всех стадиях – от досудебной до стадии исполнительного производства, а также указывает на необходимость взаимодействия медиатора и психолога для возможности подготовки медиативных заключений с учетом мнения ребенка и его интересов.