Аннотация:В статье рассматривается история одной из самых известных и влиятельных фотографий XX в.,
снятой в ходе Вьетнамской войны американским репортером Э. Адамсом и получившей название
«Казнь в Сайгоне». В этом снимке, как в капле воды, можно увидеть весь океан противоречий, которые
пронизывали американское общество конца 1960-х. Сначала в угаре антикоммунистических настроений
публика поддерживала военную операцию во Вьетнаме, но, по мере нарастания ужасов войны, изменила
отношение к вооруженному столкновению в Юго-Восточной Азии. Фоторепортаж Э. Адамса о
расстреле связанного человека в гражданской одежде оказался на гребне этого перелома умонастроений.
Хотя автор снимка – сам бывший морской пехотинец – был целиком и полностью на стороне начальника
полиции, казнившего партизана, пойманного на месте преступления, американская и мировая
общественность восприняла эту фотографию противоположно: как акт бессудной расправы над
беззащитным человеком. Среди других фотодокументов этот снимок стал доказательной базой
общественного обвинения преступлений войны. Анализ репортерского кейса Э. Адамса проведен по
пяти параметрам: исторический контекст события, ситуация репортерской съемки, профессиональная
оценка работы, общественная реакция на публикацию и авторская рефлексия на снимок. Теоретической
основой анализа стала концепция фрейминга, по которой любая рамка восприятия действительности
несет в себе не только отпечаток субъективной рецепции, но элемент манипулятивного потенциала.