Аннотация:В культурном пространстве молодежи переосмысление отношения к сфере образования сопровождается складыванием гибридных образцов, совмещающие в себе противоположные смыслы. С точки зрения нормативного подхода данные образцы следует рассматривать как противостоящие ценностно-нормативным образцам, эталонам социальных взаимодействий в сфере образования. В статье природа отклоняющегося поведения молодежи рассматривается в контексте отклонения от исходных смыслов, которые закладывались в понимание морально-нравственных образцов в рамках доминирующей культуры. Выбор молодыми людьми в пользу отклоняющихся смыслов представляется как следствие усиления процессов инструментализации и рационализации молодежи в образовательной сфере. Приводятся результаты всероссийского исследования, проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ ФНИСЦ РАН в 2020 году. Анализируются взаимосвязи между уровнем образования, местом учебы, ценностью образования и отклоняющимися смыслами в культурном пространстве молодежи, что позволяет исследовать смысловую направленность саморегуляции девиантного поведения молодежи в образовательной сфере. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют в пользу того, что нарастающая инструментализация отношению к знанию и культурным практикам в сфере образования усиливает процессы переосмысления сущностного предназначения социальных норм в социальной реальности молодежи. Переосмысление проявляется в двух полюсах рационализации: от либерализации данных норм до практически полного нивелирования прежних эталонов взаимодействий.