Аннотация:Предлагаемый обзор посвящен третьему тому коллективного исследования «Reading Russia: A History of Reading in Modern Russia» и имеет своей задачей анализ предложенных в издании методов изучения читательских практик. Вошедшие в рецензируемый том статьи подробно рассматриваются как на фоне ранее вышедшей научной литературы по истории чтения, так и в связи с архивными и ранее (не)опубликованными материалами, которые оказались вне поля зрения исследователей. На широком историко-литературном материале показывается, что предложенные в рецензируемом томе «сюжеты» не образуют полноценной истории читательских практик, но описывают лишь частные разрозненные стратегии чтения типологически разных читателей. Оставленные без внимания формы институализации чтения в СССР подчас оказываются куда весомее в контексте трансформаций читательских практик, чем вся совокупность предложенных в сборнике «кейсов». Вместе с тем обзор конкретного исследования становится поводом к разговору о читателе прошлого столетия как об особой институции советской культуры. Именно поэтому большая часть обзора представляет собой попытку поиска иных принципов и стратегий анализа, на которых может быть основана история чтения в «малом двадцатом веке». В статье предлагается социологический портрет усредненного реципиента, основные черты которого сформировались в эпоху сталинизма и остались неизменными на протяжении всего прошлого столетия и в прежнем виде продолжают существовать уже почти четверть нынешнего века. Невошедший в исследование материал условно подразделяется на три группы: факты, характеризующие собственно советское положение дел; сведения о важнейших для культурной ситуации СССР формах институционализации чтения; данные об эстетическом и экономическом аспектах бытования книги. Подробный комментарий к каждой из этих групп призван дополнить и детализировать предложенную авторами концепцию. Наряду с анализом архивных документов, нами привлекаются материалы фондов различных общественных организаций и органов, а также периодика, опубликованные воспоминания, дневниковые/мемуарные свидетельства и другие доступные нам материалы.