Аннотация:Представляя собой совокупность исторического опыта и психологической энергии, архетип «Идеального города» обладает неотъемлемой способностью к реализации в разных временных контекстах, что делает его весьма привлекательным предметом исследования в творчестве художников-наивистов П.П. Леонова, В.Е. Сакияна, Ю.Д. Деева. Актуальность исследования связана с интересом к проблеме бытования феномена «Идеального города» в художественном пространстве наивного искусства второй половины XX века. Архетип «Идеального города» является универсальным ключом к пониманию русской культуры, символом обращения человечества к родовым корням и каждый раз новой интерпретацией эмоциональной и эстетической информации «говорящего». Более того, неоднократное обращение к образу «Идеального города» способствует ускорению его ассимиляционных процессов в новых культурных реалиях, становясь методом взаимодействия художника-самоучки с миром. В качестве объекта анализа выступают произведения наивных художников России второй половины XX века. Исследование направ- лено на рассмотрение в диахроническом аспекте присутствовавшей в русской культуре социально-утопической интерпретации архетипа «Идеального города». Поставленная цель предполагает разрешение ряда задач: - изучить заложенную в конце XVIII века историческую основу как предпосылку возникновения письменной традиции легенды о граде Китеже; - выявить аксиологическое ядро архетипа «Идеального города», обнаружить земное воплощение данного символа в «теле» топонимической единицы на примере работ наивной живописи.