Аннотация:Введение. Мировая статистика свидетельствует о том, что распространённость аутизма стремительно
растет. Данные ООН свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в мире 67 миллионов человек
с расстройствами аутистического спектра. Таким образом, распространение РАС (расстройство
аутистического спектра) носит глобальный характер. РАС – комплексное расстройство, приводящее к
деформации личности носителя диагноза и нарушению процесса его социализации. Это нарушение
приводит к инвалидизации индивида с РАС, препятствует получению полноценного образования и
интеграции его в общество.
Цель статьи – изучить особенности социализации лиц с расстройством аутистического спектра и
членов их семей.
Материалы и методы. В опросе с использованием метода полуформализованного интервью принял
участие 21 родитель (два отца и 19 матерей) ребенка с РАС. Опрос проводился на основе авторского
гайда. Гайд интервью состоял из следующих блоков: ограничение социальных контактов; отношение к
людям с РАС и их семьям в обществе; материальное положение семьи; психическое здоровье родителя.
Результаты. Анализ текстов интервью позволил выделить факторы, определяющие процесс
социализации носителя диагноза «аутизм» и членов его семьи: отношение к людям с РАС и их семьям
в обществе, ограничение социальных контактов, социальное осуждение и обвинение, наличие
стереотипов об аутизме в обществе, особенности жизнедеятельности/повседневности семьи,
финансовое положение семьи, психологическое самочувствие родственников лица с РАС.
Заключение. Проведенный анализ вторичных данных и текстов полуформализованного интервью
выявили, что в российском обществе имеет место недостаточное и нерелевантное освещение
специфики диагноза РАС и жизнедеятельности его носителей, что приводит к формированию в
публичном российском пространстве социальных стереотипов. Наиболее распространенными
стереотипами выступают обвинения родителей (в самом диагнозе, плохом воспитании, неправильном
образе жизни, апатии, «надуманности проблемы»). Описанные феномены ведут к нарушению процесса
социализации, инвалидизации родителей и усилению ее у самого носителя диагноза, снижению
возможностей получения полноценного образования, ограничению контактов, формированию
барьеров общения, снижению социальной активности, уходу на общественную периферию, трудностям
трудоустройства, нарушениям психического здоровья, финансовым проблемам и др.