Аннотация:Статья посвящена актуальной для современного состояния науки о литературе проблеме изучения восприятия художественного текста (далее – ХТ), взятой в ее проекции на теоретические предпосылки отечественной предыстории европейской рецептивной эстетики. В отечественной филологии сложились два направления в подходе к ХТ – психологическое («русская психологическая школа» А.А. Потебни и его последователей) и сугубо формальное («русская формальная школа» ОПОЯЗ). Когнитивная поэтика как магистральное современное направление в науке о литературе объединяет эти подходы в свете тех целей, которые она перед собой ставит: изучение как формально-смысловой организации теста, так и его понимания читателем. В фокусе исследования художественного произведения лежит его понимание, следовательно, в научном приоритете оказывается смысл текста, а также разработка алгоритмов его реконструкции в читательском восприятии. В связи с этим особое значение имеет терминологический аппарат, предполагающий разграничение терминов триады «восприятие-перцепция-рецепция». Особое внимание в изучении проблемы читательского восприятия уделяется в статье концепции Л.С. Выготского о влиянии ритма текста на его восприятие читателем.