Аннотация:Статья посвящена анализу ведущих туристских цифровых платформ (Booking Holdings, Expedia
Group, Airbnb Inc. и Trip.com Group Limited) и изучению их влияния на развитие туристской отрасли. Автором предложен комплексный подход к исследованию туристских цифровых платформ, который включает в себя рассмотрение их основных
пользователей и конкурентов, анализ
способов получения доходов, структуры затрат, стратегий продвижения и принципов ценообразования.
На основе проведенного исследования сделан вывод,
что платформы дают своим пользователям возможности
расширения сети контактов, снижения транзакционных
издержек, защиты от оппортунистического поведения и увеличения переговорной силы. Показано, что до пандемии COVID-19 главной статьей затрат туристских цифровых платформ были расходы на продажи, маркетинг и рекламу, а во время пандемии на первое место вышли затраты на разработку новой продукции (онлайн-сервисов). Обосновано, что в целях продвижения своих услуг туристские
платформы используют сетевые эффекты, бесплатно
предлагают свои ключевые ценности, а также вкладывают большие деньги в рекламу.
В статье выявлены основные угрозы для туристских
цифровых платформ: зависимость от компании Google,
конкуренция со стороны поисковых систем, технологий блокчейн, сайтов отелей и традиционных туристских агентств. Показано, что, несмотря на очевидное преимущество туристских платформ для экономики, проявляющееся в увеличении доходов от притока туристов, многие платформы оказывают на экономику также и отрицательное воздействие за счет манипулирования информацией, ценовой дискриминации и ухудшения качества жизни
местных жителей.