Аннотация:Теория развития науки, сформулированная Томасом Куном в 1962 г., предполагает периодическую смену парадигм, научную революцию, которая происходит тогда, когда одна или несколько господствующих фунда-ментальных теорий, получивших всеобщее признание и направляющих научные исследования и практическую деятельность на данном этапе, начинают колебаться под влиянием накопления фактов, не укладывающихся в эти теории. К началу 2000-х годов наступил кризис парадигмы химиотерапии в лечении рака, когда стало понятным, что данный подход имеет существенные ограничения не только вследствие своей токсичности, но и сомнитель-ной эффективности для целого ряда опухолевых нозологий. Синтез новых химиопрепаратов не привел к изме-нению ситуации в онкологии, т.к. базировался на существующей концепции токсического воздействия на опухо-левую клетку. Появление программ терапии с использованием антиСД20, антиGD2, ингибиторов протеинкиназ, эффективных при определенных нозологиях, а также доказательств наличия эффекта «трансплантат против опухоли» при аллогенных трансплантациях задали новый вектор развития для клиницистов. В настоящий момент все онкологические больные как бы подразделяются на 2 группы в зависимости от нозологии, распространен-ности, возраста и других, достаточно четко очерченных факторов риска. В первую группу входят пациенты, где применение химиотерапии позволяет достичь не менее 65–80% 5-летней безрецидивной выживаемости. Во второй же группе 5-летняя безрецидивная выживаемость при применении современных химиотерапевтических программ не превышает 5–10%, а 3-летняя колеблется на уровне 20–25% без тенденции стабилизации на кри-вой выживаемости. Авторы статьи рассматривают варианты отказа от низкоэффективной парадигмы химио- и лучевой терапии для пациентов второй группы и предлагают рассмотреть для них разные подходы иммуноте-рапевтической направленности как с целью профилактики, так и собственно лечения рака.