Аннотация:Введение. В постсоветском пространстве произошел «ренессанс» традиционных религий народов Поволжья, вышедших из
домашнего бытования в публичную сферу, приобретших более
системные институциональные признаки. Цели. В статье авторы
ставят своей задачей рассмотреть феномен традиционных религий некоторых народов Поволжья (марийцев, чувашей, удмуртов)
в контексте новых религиозных движений (НРД), а именно трансформации, происходящие с локальными верованиями в течение
последних десятилетий. Материалы и методы. Исследование основано на полевых материалах авторов, собранных в республиках
Поволжья (в Марий Эл, в Чувашии) в течение 2015–2021 годов.
В качестве методологической базы исследования выступает теория
социального конструктивизма, основной методики ‒ историко-сравнительный подход. Результаты исследования, обсуждения. В работе рассмотрены основные признаки, сближающие традиционные
религии указанных народов с неоязыческими течениями. Авторы,
исследующие НРД и религии народов Поволжья, выделяют разные
особенности «современного язычества». Традиционные религии
народов Поволжья подверглись значительным трансформациям в
современных реалиях. Результатом является вывод о возможности
применения определенной терминологии к условно «языческим»
практикам этнических групп Поволжья. Заключение. Авторы полагают, что концепт неоязычества не применим к рассматриваемым
этническим религиям, однако в то же время они приобрели некоторые черты новых конструируемых религиозных систем. В отношении традиционных верований народов Поволжья применимы
термины «традиционные религии», «этнические религии» или «локальные религии», которые подчеркивают их этнотерриториальную
привязанность и преемственность традициям.