Аннотация:На фоне усиления конфронтации с рядом незападных держав актуальной проблемой для стран «коллективного Запада» остаются неклассические угрозы, проецируемые из зон вооруженных конфликтов. В статье исследуются особенности подхода стран Евро-Атлантического сообщества к использованию политического и военного инструментария в нестабильных странах Азии и Африки. Методологически статья нацелена на углубление положений теории урегулирования применительно к вооруженным конфликтам. Показывается частичное перемещение государств - членов НАТО и ЕС из положения субъектов в борьбе с угрозами нестабильности в объекты для их проецирования в начале 2000-х и середине 2010-х годов, анализируется возможность повторения этой ситуации в 2020-е годы. Выделяются три основных этапа урегулирования с демонстрацией возможностей для внешних участников процесса на каждом из них. На первом этапе основными задачами являются обеспечение режима прекращения огня, примирение умеренных проправительственных и оппозиционных сил, а также критическое ослабление террористических группировок, что в зависимости от их мощи требует выбора той или иной формы силового противодействия. На втором этапе важнейшей задачей становится имплементация договоренностей, в т. ч. развертывание международных миротворческих сил и реформа сектора безопасности в стране происхождения конфликта. Третья стадия - возложение основной нагрузки в осуществлении урегулирования на органы власти самой страны происхождения конфликта, ее вооруженные силы и правоохранительные органы, т.е. «национализации» этого процесса. Отмечаются просчеты в действиях стран «коллективного Запада» - как внутреннего (для территории, где проходит урегулирование), так и военного и внешнеполитического характера. Особое внимание в этом контексте уделяется опасности отказа от выстраивания кооперативных схем безопасности с незападными державами.