Аннотация:В статье исследуются концепции маскулинности и андрогинности в творчестве американского писателя Фрэнка Норриса (1870–1902). На примере двух романов, «Моран с “Леди Литти”» и «Мужняя жена», рассматривается своеобразие мужских и женских образов. Взаимодействие полов зачастую принимает непримиримый характер, а тема эмансипации становится одной из ключевых в творчестве писателя. Норрис изображает новую, несвойственную предшествующей литературе, модель женского поведения: женщины в его произведениях демонстрируют огромную силу духа и способны взять на себя не присущие женскому полу функции. В романе «Моран с “Леди Литти”» Моран Стернерсен, которая с детских лет бороздит морские просторы, оказывается способной взять под управление экипаж корабля, целиком состоящий из мужчин. При этом она становится примером для своего возлюбленного, Росса Уилбура, в начале романа – изнеженного юноши. Воспитанный в аристократической среде, Росс ощущает в себе недостаток мужских качеств и неожиданно для себя обнаруживает их в Моран. В отношениях с девушкой персонаж преследует цель – перенять от неё определённые черты и навыки, такие как жёсткость в отношениях с людьми, умения бороться за свои интересы и быстро принимать решения и др. Ллойд Сирайт из романа «Мужняя жена» как бы воскрешает угасающую волю своего мужа, Уорда Беннета – полярного исследователя, деморализованного неудачей в последней экспедиции на Северный полюс. Ллойд, работающая в больнице сестрой милосердия, ради исцеления супруга бросает своё дело. Выздоровев, Беннет осознаёт, что его жена страдала ничуть не меньше, и решается на новую попытку покорения Арктики. Таким образом, Норрис демонстрирует устарелость связанных с полом предрассудков в стремительно изменяющейся Америке 1890–1900 гг. и предлагает оригинальную трактовку понятий маскулинности и андрогинности.