Изучение личности подростков в учебной деятельностистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Экспериментальной задачей было исследовать взаимосвязи мотивации и направленности личности с характером самоотношения подростков (использовались методики «Комплексной оценки мотивации учебной деятельности», разработчик Вартанова И.И.; «Исследование самоотношения», разработчик Пантилеев С.Р.; «Направленности личности», разработчики Смейкал В., Кучер И.). Проведенное исследование показало достаточно высокую согласованность результатов диагностики по всем использованным методикам, что позволило подойти к обсуждению механизма развития мотивации личности в подростковом возрасте как взаимосвязи типа доминирующей мотивации, направленности личности и характера самоотношения. Обнаружилось, что в учебной деятельности необходимо перейти от анализа дилеммы «направленность на себя» – «направленность на других» к дилемме «направленность на других» – «направленность на задачу». Результаты показали, что для учебной деятельности в треугольнике «Я – Задача – Другие» на первый план выступает отношение «Задача – Другие» вместо дилеммы «Я – Другие». Эта сторона отношений связана с различием в направлениях познавательной мотивации и мотивации социальной идентификации. А мотивация достижения характеризует в большей степени систему отношений «Я – Задача». Полученные результаты позволяют поставить вопрос о психолого-педагогической системе организации учебно-воспитательного процесса в школе. Как показывают полученные результаты, даже для подростков одного и того же паспортного возраста, обучающихся в одном и том же классе, имеется существенная дифференцировка в смысловой характеристике учебной деятельности. Смысловая характеристика играет существенную роль в формировании ведущей деятельности, является личностно образующей, определяет отношение подростка к действительности. Study of the personality of adolescents in learning activity. Experimental task was to investigate the relationship of motivation and orientation of the individual self-relation with the nature of adolescents (methods used, "Comprehensive Assessment of motivation of educational activity," the developer Vartanova II, "Investigation of self-relation," the developer Pantileev SR, "directed identity", the developers Smejkal B., Kucher IV). The study showed a fairly high consistency of results across all diagnostic methods used, which allowed to approach the discussion of the mechanism of development of individual motivation in adolescence as a relationship type of dominant motivation, orientation of the individual and the nature of self-relation. It was discovered that in learning activity it is necessary to reorient analysis from the dilemma “orientation to self” versus “orientation to others” to the dilemma “orientation to others” versus “orientation to task.” Results showed that for learning activity in the triangle “I–task–others,” the relation “task–others” comes to the fore rather than “I–others.” This side of the triangle is connected with the difference in orientation between motivation by desire for knowledge and motivationby social identification. Motivation by achievement corresponds more closely to the relation “I–task”. The obtained results allow us to raise the issue of psychological and educational system of the organization of educational process at school. As the results, even for adolescents of the same chronological age, enrolled in the same class, there is a significant differentiation in the semantic description of learning activities. The semantic description plays an important role in shaping the dominant activity is a personal generator determines the ratio of boy to reality.