Место издания:Российское психологическое общество Москва
Первая страница:111
Последняя страница:112
Аннотация:Полученные данные показывают, что значимость общечеловеческих ценностей (таких, как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «друзья» и «здоровье») для учащихся данного возраста превышает значимость конкретных учебных и статусных ценностей для всех мотивационных типов. Однако обнаруживается и определенная специфика в ранжировании ценностей. При сопоставлении сознательно ранжируемых ценностей в связи с текущим типом мотивации обнаружился факт конвергенции личностного развития. Это проявляется в том, что, не смотря на исходно разные типы эмоционального предпочтения ценностей, область конфликтов и вакуумов для исследуемых групп ценностей оказалась практически одинаковой, а абсолютное предпочтение ценностей в ряде случаев оказалось обратным ожидаемому на основании эмоциональных предпочтений. Такая картина, в частности, характерна для ценностей знания и развития – их значимость для всех типов мотивации выше, чем для учебно-познавательной мотивации; значимость ценностей сферы принятия и общения для учащихся с мотивацией аффилиации оказалась не выше, чем в других мотивационных группах; значимость статусных ценностей также для статусно-конкурентной мотивации оказалась не выше, чем для других мотивационных типов. Т.е. выражено одинаковое для всех мотивационных типов доминирование конфликтов (и, соответственно, зоны ближайшего развития личности) в области знаний и саморазвития (что не удивительно для школьников 9-11 классов). Это можно объяснить тем, что общественно заданные нормы, требования и правила, должны в равной мере быть приняты всеми при нормальном взрослении, и формировать соответствующую систему мотивации текущей учебной и дальнейшей взрослой жизни.