Аннотация:Целью данного исследования было выявить особенности ценностных ориентаций (системы базовых общечеловеческих и учебных ценностей с точки зрения их значимости и доступности в будущем, что отражает направление личностного роста) старших школьников в зависимости от их текущей учебной мотивации (по типам доминирующего мотива). Полученные данные показывают, что значимость общечеловеческих ценностей (таких, как «счастливая семейная жизнь», «любовь», «друзья» и «здоровье») для учащихся данного возраста превышает значимость конкретных учебных и статусных ценностей для всех мотивационных типов. Однако обнаруживается и определенная специфика в ранжировании ценностей. Учащиеся с текущей учебно-познавательной мотивацией, которых в целом эмоционально в наибольшей степени привлекают ценности «глубокие и прочные знания» и «успешная учеба» при сознательном ранжировании не считают эти ценности самыми значимыми (как у учащихся других типов мотивации), а в ценности «самосовершенствование в учебе» демонстрируют даже вакуум. Для них на первое место вышли (кроме базовых общечеловеческих ценностей) «свобода» и «уверенность в себе» с оптимальным мотивационным конфликтом. Для них взросление определяется этой зоной ближайшего мотивационного развития. При этом для мальчиков ценности из сферы принятия и общения более важны, чем для девочек, хотя и у тех и у других в этой области наблюдаются вакуумы. В то же время для мальчиков ценности из группы познания и развития более согласованны с точки зрения ценности и доступности, чем для девочек, которые ценят их немного выше и демонстрируют небольшой конфликт в этой области.