Аннотация:В период старшего школьного возраста при становлении нового уровня самосознания и устойчивого образа «Я» на первое место выдвигаются мотивы, связанные с будущим, мировоззрением и самоопределением учащегося. В то же время, построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с представлением о доступности тех или иных ценностей в будущем. Степень расхождения между ценным и доступным, между «хочу» и «могу» связано с самооценкой своих возможностей и отношением к себе. В связи с этим возникает задача экспериментального исследования взаимосвязи самоотношения, доминирующей мотивации и ценностно-смысловых ориентаций с учетом согласованности соответствующих ценностей и их доступности.При сравнении различных типов можно отметить, что наиболее благополучной является группа подростков с преобладанием мотивации достижения. Наиболее ценные для себя сферы они оценивают как доступные, что является причиной отсутствия сильно выраженных конфликтов и вакуумов. Таким образом, существует связь между типом преобладающей мотивации подростка и частотой личностных конфликтов и вакуумов. Обнаружено также, что структура самоотношения подростков связана с типом доминирующей мотивации.