Аннотация:Задачей экспериментального исследования было выявить взаимосвязи различных уровней ценностно-смысловых ориентаций и направленности личности в период обучения подростка в школе. Экспериментальное исследование было проведено в трех десятых классах школы №697 (всего получено полных отчетов для 67 человек, из них 35 мальчиков и 32 девочки). Опрос состоял из двух заданий, а также включал опросник «Направленность личности» В.Смейкал и И.Кучер. Был использован набор из 22 ценностей: 10 ценностей школьной жизни и 12 общечеловеческих ценностей (частично, в набор вошли терминальные ценности методики М.Рокич). В первом задании каждый подросток должен был оценить каждую из10 ценностей школьной жизни по системе шкал, заданных парой прилагательных, взятых из методики Семантического дифференциала Ч.Осгуда (использовалось 25 пар прилагательных). Во втором задании каждый подросток осуществлял ранжирование всех 22 ценностей путем их попарного сопоставления и выбора той ценности в паре, которая важнее для него.
В результате факторного анализа было выделено 5 наиболее значимых факторов, которые получили следующую интерпретацию: фактор 1 выражает мотивацию аффилиации; фактор 2 выражает мотивацию достижения успеха; фактор 3 выражает мотивацию престижа; фактор 4 выражает учебно-познавательную мотивацию; фактор 5 выражает конкурентную мотивацию. В результате измерения значения выделенных факторов каждый ученик получил количественную оценку выраженности его эмоционального отношения к соответствующим ценностям. Это позволило далее определить для каждого ученика ведущий тип мотивационного отношения и сопоставлять результаты выявленного смыслового содержания ценностей (эмоционального отношения к ним) с результатами сознательного предпочтения (ранжирования) ценностей. Оказалось, что эти группы учеников различаются степенью согласованности осознанного и неосознанного мотивационного отношения. Учащиеся с познавательной мотивацией и мотивацией достижения отличаются высокой согласованностью сознательно называемой и эмоционально переживаемой ценности: «успешная учеба», «глубокие и прочные знания», «самосовершенствование в учебе», «преодоление препятствий». А в группах с престижной мотивацией и мотивацией конкуренции при сознательном ранжировании ценностей («быть лучше других», «признание в коллективе», «мой авторитет») наблюдается сильное расхождение мнений, не смотря на то, что на эмоциональном уровне эти ценности одинаково важны для всех. Ученики с мотивацией аффилиации обнаруживают наименее согласованные оценки по ценностям «интересный разговор», «одобрение окружающих», «признание в коллективе», хотя на неосознанном уровне эти ценности для них наиболее эмоционально привлекательны, что свидетельствует о конфликте уровней регуляции поведения. Подростки с познавательной мотивацией и мотивацией достижения в большей степени ориентированы на задачу, в то время как учащиеся с мотивацией аффилиации демонстрируют направленность на поддержание хороших взаимоотношений с другими членами коллектива. Подростки же с престижной и конкурентной мотивацией ориентированы в большей степени на собственную личность.