Аннотация:Взаимосвязь характера мотивации (текущей иерархии мотивов) и самоотношения (как наиболее важной «рефлексивной» составляющей сознания, рассматриваемой также в качестве личностного образования, выражающего смысл «Я») является ключевым моментом для понимания механизмов развития личности подростка, большая часть жизни которого в этот период связана с учебной деятельностью.Наличие кризисных моментов в наиболее бурные периоды развития личности (особенно в подростковом возрасте) сопровождаются изменениями настроения, негативными эмоциональными переживаниями, тревожностью. Следовательно, по этим показателям можно оценить степень или «силу» соответствующих личностных изменений. Направление же развития личности, своего рода «вектор» направленности, можно диагностировать через сопоставительный анализ ведущей мотивации и параметров самоотношения. Проведенное исследование позволило описать специфику развития личности подростка и предложить способы диагностики и направления коррекционной работы школьного психолога.