Аннотация:Задачей данной экспериментальной работы было выявить характер учебной мотивации учащихся средней школы (8-е классы), одна группа которых обучалась по обычной программе, а другая - по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Предполагалось, что статистическое сопоставление проявлений мотивации разных видов в этих группах учащихся позволит ответить на поставленные выше вопросы. В результате обследования выраженности учебных мотивов для каждого из учеников получен мотивационный профиль, на основе которого определялся тип доминирующей мотивации. С помощью кластерного анализа всего массива полученных значений удалось выделить пять групп школьников, которые характеризуются специфическим комплексом мотивов. Обнаружено, что у учеников, прошедших обучение в начальной школе по экспериментальной программе в 8 классе сохраняется более высокая познавательная мотивация, в то время как в контрольном классе вместо нее обнаруживается мотивация самоутверждения и достижения успешного результата.
Успеваемость, обычно оцениваемая учителями как среднее между способностями ученика и потраченными ими усилиями, коррелирует в основном с познавательной мотивацией.