Аннотация:Статья в коллективной монографии посвящена такому важнейшему для социолингвистики направлению, как изучение коммуникативных сфер. Задача статьи – провести диахроническое исследование репертуара и объема функций языков народов страны в московских школах, в диапазоне последних десяти лет. Для решения данной задачи был проанализирован свод статистических и фактических данных по коммуникативной сфере образования, отражающих функционирование языков в школьном обучении. Прежде всего, это число школьников, использующих языки в следующих функциях: средства обучения; предмета обучения (отдельно рассматривается факультативный формат). Значительное место в статье посвящено и такой актуальной для крупного города с большим количеством мигрантов функции русского языка, как адаптационная. Привлекаются и данные по ступеням обучения: 1–4, 5–9, 10–11 классы. Для решения поставленной в исследовании задачи было необходимо вписать статистические данные по сфере образования в более широкий контекст. Для этого был рассмотрен ряд лингводемографических параметров: численность этноса, число указавших владение и невладение русским языком, в абсолютных цифрах и в процентах. Также автор кратко рассматривает основные актуальные тенденции образовательной политики, и то место, которое занимает среди них такая задача, как сохранение языков и культур с одновременным вектором на укрепление единства российской нации как наднационального, надкультурного образования на основе русской базы.