Аннотация:В статье описаны результаты эмпирического исследования понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) младшими школьниками. В работе предпринимается попытка выделить различные стратегии понимания таких конструкций. С этой целью использовалась компьютерная версия методики оценки способности понимать ЛГК, в которой детям предъявлялись синтаксические конструкции разного типа: обратимые и необратимые, с прямым или обратным порядком слов, с пассивным и активным залогами и т. п. Также проводилось нейропсихологическое обследование испытуемых. Исследовано 36 детей первого класса (средний возраст 7.3±0.5 лет). Анализ правильности и скорости понимания ЛГК позволил разделить детей на три группы: (1) с преобладанием ориентации на порядок слов (пассивная конструкция с обратным порядком слов, т.е. ПО, понимается лучше, чем предложения с прямым порядком, т.е. ПП), (2) с ориентацией на падежные флексии и порядок слов (ПП понимается лучше ПО) и (3) группа, безошибочно понимающая логико-грамматические конструкции. Сравнение состояния различных компонентов высших психических функций в этих трех группах и корреляционный анализ характеристик понимания ЛГК и результатов нейропсихологического обследования показали, что стратегия, демонстрируемая первой группой – билатеральная с более значительным вкладом правого полушария. Во второй группе стратегия, скорее, аналитическая левополушарная. В обсуждении рассматривается общая картина развития понимания ЛГК.