Аннотация:В статье обсуждается проблема построения теории мировоззрения. Автор полагает, что одним из возможных способов достижения данной цели является переход от описания феномена мировоззрения как являющегося, хотя и чрезвычайно запутанного образования к концепту как мыслительной конструкции мировоззрения, способной эксплицировать смыслы исторических эпох. Особое внимание уделяется понятию Универсума, которое может выступать отправной точкой всех рассуждений обустройстве мира, а значит, и мировоззрения. Изучение Универсума осуществляется на основе бинарной оппозиции Я—не-Я. При этом подчеркивается, что в первую очередь интерес представляют логические возможности, содержащиеся в ней. Показано, каким образом данная оппозиция трансформируется в разные исторические типы мировоззрений. Особое внимание уделено описанию интуиции русского мировоззрения.