Аннотация:В статье на основе полевых материалов (интервью и анкетирования), собранных в местах компактного проживания марийского населения, автор анализирует семиотическое пространство марийского национального движения конца ХХ - начала XXI столетий. Особое внимание уделено персонифицированным символам марийской идентичности (Онар, Юмо, Юмын ӱдыр, Шийпӱй Помпалче), которые воспринимаются опрошенными респондентами как общемарийские и фигурируют в деятельности этнокультурных активистов. Исходя из теоретических положений этносимволизма, автор рассматривает персонажей мифов и сказок в качестве объединяющих дисперсную этническую общность в группу, обладающую автономией и национальной идеей. В статье поэтапно рассмотрен процесс «возрождения» марийского национального движения в постсоветский период отечественной истории, а также концепт национальной идентичности применительно к проявлениям регионального этнокультурного активизма.