Место издания:Евразийский центр по продовольственной безопасности Москва, Россия
Первая страница:29
Последняя страница:47
Аннотация:За последние 25 лет независимости Республики Таджикистан (РТ) экономический кризис и различные социальные и природные катаклизмы (непроведение основного объёма мелиоративных мероприятий) привели к появлению на отдельных территориях вторичного засоления почво-грунтов. Вторичное засоление связано с антропогенным нарушением природных факторов развития почв и ландшафта в целом. Оно вызвано поступлением легкорастворимых солей за счет орошаемого агрогенного загрязнения или вследствие изменения направленности природных процессов. Непосредственной причиной засоления почв является неправильное орошение, несвоевременное очищение оросительных систем, ирригационная эрозия и другие факторы. В результате уровень грунтовых вод поднимается, увеличивается их расход на испарение, а, следовательно, растет количество поступающих в почву солей. Кроме того, наблюдается увеличение площади земель вторичного засоления почв. Это староорошаемые почвы Вахшской долины.
В настоящее время Таджикистан является аграрной страной, где около 60% населения проживает в сельской местности. Сельское хозяйство является важной отраслью народного хозяйства. В результате экономической реформы около 20% орошаемых земель передано во владение частным фермерам (дехканские хозяйства).
При освоении засоленных почв различают два периода: мелиоративный (переходный) и эксплуатационный (постоянный), столь же продолжительный, как и существование оросительной системы.
Это исследование фокусируется на разработке рекомендаций и мероприятий (на примере засоленных почв Вахшской природно-хозяйственной области), направленных на восстановление и вовлечение засоленных почв в хозяйственное использование, и распространение этого опыта на другие территории.
Проведенный анализ современного состояния орошаемых земель и восстановления засоленых почв с целью повышения их продуктивности показал следующие проблемы, требующие их решения на различных административных уровнях: реконструкция инфраструктуры и проведение экономической и институционной реформ в мелиорации; повышение эксплуатационных затрат на очистку, ремонт и восстановление существующих оросительных и дренажно-коллекторных систем; дальнейшее углубление земельной реформы, направленной на передачу выделенных декханам земель в личную собственность или аренду на долгосрочной основе; необходимость принятия мер по передаче обязательной ответственности за ремонт и поддержание в рабочем состоянии дренажных и ирригационных каналов, расположенные как на государственных, так и на фермерских землях; внедрение перспективной агротехники и солеустойчивых сортов сельскохозяйственных культур на засоленных землях, а также соблюдение режимов полива; решение вопросов ценовой политики в области электроэнергии (в том числе сроки ее подачи потребителям) и оросительной воды и др.
Для решения этих проблем предполагается на уровне правительства Таджикистана и парламента (Мачлиси Намояндагон) принятие законодательных актов, обязывающих государственные и местные (хукуматы) органы выполнять мелиоративные работы как на государственных, так и фермерских орошаемых землях. Финансирование мелиоративных работ по рассолению почв возможно при финансовой поддержке Национального банка РТ, неправительственных организаций, местных хукуматов, декханских хозяйств и частных инвестиций.