Аннотация:Индустриалиция от латинского industria - усердие, деятельность - процесс превращения аграрной (аграрно-индустриальной) страны (или отдельных районов уже промышленно развитых стран) в индустриальную (индустриально-аграрную) путем создания крупной индустрии, что ведет к преобладанию промышленного производства во всем народном хозяйстве, высокому техническому вооружению труда и повышению его производительности, вытеснению или замене мелкого промышленного производства крупным, росту городов, созданию крупных промышленных центров. Характер, темпы, источники, цели и социальные последствия индустриализации, в конечном счете, определяются господствующими производственными отношениями.
Россия за свою многовековую историю три раза проводила индустриализацию - в царствование Петра Великого (1682-1725), в царствование Александра II и Александра III (1855-1894) и в советский период (1928-1941) (наиболее продуманная, системная, последовательная, глубокая, фундаментальная и кровавая).
Во времена 3-й индустриализации, наиболее близкой по времени и причинам к нам, было создано в исторически короткие сроки (за 2,5 пятилетки) мощная, современная экономика и ВПК. При этом 3-я индустриализация была проведена полностью за счет внутренних источников накопления: прибылей от национализированной промышленности, транспорта, внешней и внутренней торговли, банков, акцизных сборов, водочной монополии государства и безжалостной борьбы с самогоном, закона о самообложении (повышенная по сравнению с сельскохозяйственным налогом прогрессия обложения для кулацких и зажиточных слоев деревни), принудительных государственных займов (гениальная идея кардинала А.-Ж. де Ришелье), а также кровавых колоссальных и материальных, жертв со стороны народа. Для СССР были фактически наглухо закрыты внешние источники финансирования (иностранные займы, кредиты и т.п., что, например, весьма способствовало экономическому развитию США в XIX в.). Не было таких гигантских источников накопления, как нещадное ограбление колоний, военные контрибуции, которые были с избытком у США, Великобритании, Франции, кайзеровской Германии, Бельгии, Нидерландов, Японии. Не было также плана Маршалла и иных планов и источников экономической помощи и вливаний, что было для стран Западной Европы, Японии, Южной Кореи, Тайваня после второй мировой войны.
Идеологической основой третьей индустриализации были мудрые, дальновидные и холодные политические, военные и экономические расчеты И.В. Сталина: «Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития как ее подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мировой капиталистической системы, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны» (1924), «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделает это, либо нас сомнут» (1931) (1941-1945 гг. и «холодная война» - это блестяще оправдали). Эти положения разве не актуальны и злободневны сегодня и не перекликаются ли они с мыслями В.В. Путина в его послании Федеральному Собранию?
Коллективными усилиями многих НИИ решались такие важные проблемы, как электрификация страны, создание Урало-Кузнецкой угольно-металлургической базы и других промышленных комплексов, освоение гидроресурсов Большой Волги, и других районов, реконструкция Москвы, создание ядерного и термоядерного оружия, первого в Европе ядерного реактора (1946), первой в мире атомной электростанции (1954), МБР и многие другие задачи науки, техники и народного хозяйства. Проведение НИР подобного масштаба оказалось бы совершенно невозможным на той базе научных учреждений, которую получил в наследство СССР от Императорской России.
За годы Советской власти была создана колоссальная сеть научных учреждений, в которых одновременно с разрешением важнейших научных проблем были подготовлены новые кадры советских научных работников. Если в 1913 г. число научных работников в России было около 10 тыс. чел., то уже в 1939 г. в СССР их было 95,9 тыс. чел., в том числе 59,8 тыс. - в вузах и 25,8 тыс. - в научных учреждениях.
Были созданы также научные и научно-технические общества, которые ставили и обсуждали ряд научных и технических проблем. Это разве сегодня не актуально в свете реализации программы удвоения ВВП?
Идеология инструментарий пятилетних планов были разработаны плеядой выдающихся экономистов Г.М. Кржижановским, С.Г. Струмилиным, В.А. Базаровым, Н.А. Вознесенским и другими. В современной России есть ли на официальных постах фигуры равные им по масштабу, фанатизму, интеллекту и искренней преданности великим идеям до конца?
Выдающимися и безжалостливыми практическими органи¬заторами производства были Г.К. Орджоникидзе, М.Г. Первухин, Б.Л. Ванников, В. А. Малышев, Д.Ф. Устинов, И.Ф. Тевосян и многие другие. Зададим тот же самый вопрос (см. выше)!
Выдающимися учеными и конструкторами были В.Г. Грабин, И.И. Иванов, Ж.Я. Котин, М.И. Кошкин, А.А. Морозов, М.И. Гудков, В.П. Горбунов, С.П. Королев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, А.Н. Туполев, С.В. Ильюшин, В.М. Петляков, А.С. Яковлев, В.П. Глушко, И.Т. Клейменов, Г.Э. Лангемак, А.А. Бочвар, И.В. Курчатов, Я.Б. Зельдович, И.Е. Тамм, Ю.Б. Харитон и многие другие. Зададим тот же самый вопрос (см. выше)!
Положение современной России схоже с положением СССР: по одним показателям с 1927-1929 гг. (уничтожение оппозиции, концентрация всей политической власти в «железных» руках И.В. Сталина и начало 3-й индустриализации), по другим показателям - с 1942 г. (потеряли Прибалтику, Белоруссию, Украину, Молдавию, а также еще Закавказье, Казахстан и Среднюю Азию - аналогов в тысячелетней истории России просто нет. Сдав США Среднюю Азию и Казахстан Россия потеряла почти все шансы на развитие современной промышленности и ВПК, так как вся нижняя часть периодической таблицы Д.И. Менделеева (действующие рудники, богатейшие залежи) находится именно на территории Средней Азии и Казахстана, а 60% территории России геологически не исследована, геологическая служба развалена и т.д.
Положение современной России также схоже с положением России в 1700 г. - Россия тогда была вынуждена одной «рукой» начать войну со Швецией первоклассной промышленной и военной державой, а другой «рукой» - проводить «непроторенными тропами» совсем не планируемую заранее ускоренную индустриализацию. Или Россия в локальной войне с угрозой массированного применения на всю «глубину» ОМП и космического оружия вышвырнет США, НАТО и ЕС из Закавказья, Средней Азии и Казахстана, или же по нефтепроводу и газопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан потечет неконтролируемые объемы нефти и газа из Азербайджана, Казахстана и Туркмении, а также потекут неконтролируемые объемы иранского нефти и газа через территории Турции и Украины со всеми неминуемо вытекающими отсюда катастрофическими последствиями для политической, экономической и военной судеб РФ. Не надо забывать того факта, что примерно 50% стоимости экспорта РФ составляет продажа нефти и газа и они же - примерно 50% прихода (актива) федерального бюджета РФ.
Для успешной реализации четвертой индустриализации необходимо использование элементов рыночного механизма в сочетании с государственным программированием, а в случае резкого ухудшения международной ситуации и возможности возникновения войн - мобилизационной экономикой.
Для чего, на наш взгляд, целесообразно:
I. Провести тотальную, хладнокровную, безжалостную и объективную ревизию всех наших политических, военных и экономических, научных, технических и технологических и иных проблем, достижений, узких мест и расположить их в порядке значимости, очередности и опасности завала (что-то и где-то придется временно «подпереть» до лучших времен), ибо ясно, что все проблемы разом мы не решим. Это надо честно, открыто, на понятном и популярном языке рассказывать народу и пропагандировать! Отсюда автоматически вытекают альтернативные варианты развития экономики! С учетом экзогенных переменных (внешних, независимых от РФ, например, цены на экспортные виды сырье и их объемы; мировые экономические кризисы, войны, возможные экономические блокады и т.д.) возникает опять также альтернативные варианты развития экономики (пессимистический, средний и оптимистический).
II. Отчетной, ориентировочной базой для экономических расчетов РФ необходимо взять 1988 г., как в свое время в СССР был взят 1913 г., т.к. он наилучший год по объемам валового общественного продукта, произведенного национального дохода, объема промышленной продукции, капитальных вложений и т.д. за 1985-2003 гг.
III. Государственное программирование (ГП):
ГП экономики сведение воедино различных рычагов регулирования экономики для среднесрочных и долгосрочных целей.
Экономическое программирование в России должно быть индикативным, т.е. частным и иным производителям не директируется производство определенного количества какого-либо товара, а планирующие органы (аналог министерства внешней торговли и промышленности Японии) остаются в стороне от производственной деятельности, которую план имеет целью координировать.
Планы - это базовые ориентиры для частного и иных видов собственников производства и национального развития в целом.
Цель индикативного программирования заключается в формировании представлений о будущей экономической структуре и ведущих направлениях развития, с тем чтобы: Ориентировать частный и иные сектора; обеспечить основу для правительственного контроля за экономикой; зафиксировать сферы, где наличие острых проблем требует более активного государственного вмешательства и установит характер и масштабы этого участия.
Наиболее важным звеном в системе ГП является среднесрочные государственные программы.
По содержанию в государственном плане можно выделить основные части: Намечается генеральная линия экономического и социального развития в виде общих целей, а также формируются главные направления и характер мер экономической политики. В процессе разработки плана с помощью эконометрических моделей получают количественные показатели, реализация которых должна обеспечить намеченную качественную линию развития; содержится программа государственных потребительских и инвестиционных расходов с разбивкой их по секторам экономики, и основным категориям сооружений общественного назначения. Фактически это единственные области, где имеется более или менее подробная программа действий.
На первых порах, разработка постоянного, непрерывного краткосрочного прогноза экономики (в месячном - на 12 месяцев вперед; с ежемесячной корректировкой и квартальном разрезах). Прогноз в разрезе отраслей, подотраслей, воспроизводства и распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов; экологических, демографических и социальных проблем; образования (среднего и высшего, общего и специального); частного, государственного и муниципального жилищного строительства; личного дохода (общего и чистого); прямых и косвенных налогов (всех физических и юридических лиц и на всех уровнях); государственного долга (внутреннего и внешнего); торгового и платежного баланса; развития регионов России; мировой экономики и рынка, экспорта и импорта основных товаров и услуг в (из) ведущих промышленно развитых стран и в целом; Н-ТП.
Прогноз развития экономики, как необходимый, составной элемент государственного программирования развития экономики.
Разработка раз в пять лет (в начале каждой пятилетки) межотраслевого баланса производства продукции размером не менее 110*110 в конечных ценах потребления (размер не должен быть простым числом; желательно, чтобы он был кратен 2 или 3 - это требование вытекает из математических и технических, в т.ч. программных требований). Модифицированный метод RAS на основе эконометрической модели позволяет межотраслевой баланс с i-го года переводить на (i+1)-й год. Эта тема отдельной большой, развернутой экономико-математической статьи;
В дальнейшем разработка альтернативных среднесрочных (1-5 лет) и долгосрочных (5-20 лет) прогнозов и программ с ежегодной корректировкой.
Проведение продуманной, разумной, постепенной демонополизации экономики и постоянный, действенный контроль за деятельностью оставшихся монополий. Создание и функционирование действенного антимонопольного законодательства. Само существование монополий, практически во всех отраслях, уже требует государственного программирования.
Необходимость придерживаться политики выделения стратегически важных отраслей, которые получали бы специальную правительственную помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практика ускоренной амортизации, займов от государственных банков, налоговых льгот, квот на сырье и т.д.
Необходимость поддержки со стороны государства предпринимателей, которые будут ориентироваться в своей деятельности на правительственные наметки через бюджетные ассигнования и субсидии, кредитно-денежную политику, защиту от иностранных конкурентов, образование антидепрессионных, рационализационных и экспортных картелей, налоговых льгот и т.д.
При президенте РФ или же при премьер-министре создать консультативный орган - Экономический совет. Все его члены должны назначаться президентом РФ (премьер-министром) из числа крупных бизнесменов и видных экономистов, работающих на пересечений высокой теории и высокой практики.
Экономический совет в действительности должен формулировать основные макроэкономические показатели.
При разработке механизма ГП использовать положительный опыт Японии с 1945 по 1980 г.
По своему менталитету российский народ в своей основе является восточным народом, да и сложные, большие, политически и социально болезненные проблемы, стоящие перед страной не решит одними рыночными методами.
IV. Государственные доходы: Ликвидация основного массива налоговых льгот; повысить налоговые ставки на ряд хозяйственных операций (на финансовые операции, доходы от акций, сделки с золотом, конвертируемой валютой, банковскими депозитами, включая на сберегательные счета); увеличить налоги с доходов от биржевых операций; составление кадастра имущества федерального правительства. Наведение порядка с использованием государственного имущества; увеличение налога на частную недвижную собственность, превышающую средние размеры, характерные для отдельных регионов РФ. Доведение ставок налога до 6080% уровней, принятых в ведущих странах (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония); в случае обострения международных отношений проведение принудительных дифференцируемых государственных займов как для физических лиц, так и для юридических лиц для резкого увеличения объема Фонда индустриализации.
V. Промышленность: Оказание помощи отдельным отечественным отраслям, подотраслям в создании максимально технологически замкнутых линий, независимых от Украины, Казахстана и других стран ближнего зарубежья, за счет создания новой производственной кооперации, как внутри РФ, так и между РФ и Белоруссией; Белоруссия должна играть по правилам игры, установленным РФ; оказание помощи в создании, росте промышленно-финансовых групп (корпораций), как будущих флагманов отечественной индустрии. Определение отраслей и подотраслей, экономически оправданных их размеров, специализации (по вертикали и горизонтали; подетальная, узловая и т.д.), смешанной форм собственности. Возможность ведения там системы пожизненного найма, системы повышения заработной платы с выслугой лет, а главное разделение профсоюзов по компаниям по примеру Японии. Помощь в создании механизма предотвращения поглощения иностранными фирмами; запрещение владеть акциями своего конкурента; создание всех благоприятных условий для плавного перехода каждый раз к производству технически новых изделий и продуктов на собственной, национальной промышленной ба-зе; организация анализа экспортных потенциалов отраслей и постепенного свертывания отраслей, приходящих в упадок или медленно растущих и неконкурентоспособных (через государственное программирование); введение индивидуального налогообложения для перспективных производств; необходимо, чтобы, наконец-то, заработал рынок в полную силу в отдельных отраслях и на отдельных территориях. Т. е. должны работать такие элементы (институты) рынка, как разорение, а также принудительная рационализация для особо важных и ценных предприятий страны. Непонятно, почему, в условиях настоящего рынка, оптовый покупатель крупной партии определенной, фиксированной номенклатуры платил бы цену равную цене мелкого покупателя? (должны существовать несколько уровней цен в зависимости от объемов покупки).
Институты разорения и принудительной рационализации заставят искать и находить внутренние резервы и вспомнить о нормах, нормативах, фондоотдаче, фондовооруженности труда, соотношении темпов роста производительности труда и реальной заработной платы и т.д. и т.п.
Бесшабашное, тотальное, бездумное использование одних только рыночных методов «а-ля США» в управлении экономикой будет неминуемо грозить РФ массовыми, социальными волнениями и возможностью ее распада. Нельзя, например, применять в полную силу рыночные методы на Северном Кавказе и на Севере, ибо менталитет, тысячелетний образ жизни, психология народов, живущих в этих регионах несовместима ни с частной собственностью на землю, ни с выселением из квартир за неуплату квартплаты, ни массовыми отключеньями электроэнергии, ни с другими рыночными методами. Не надо забывать того, что, например, на территории Дагестана (шельф Каспийского моря) найдены богатейшие залежи нефти и, в принципе, Дагестан имея это и, в придачу, выход на Иран, а значит, и на мировой рынок, через Каспийское море, может обойтись и без РФ. А может ли РФ обойтись без Дагестана, с учетом политических, экономических, военных последствий и дальнейшего ее распада? Нет и нет!
VI. В отношении банков и инфляции: В силу того, что на Западе годовая % ставка на кредит (краткосрочный и долгосрочный) на конвертируемые валюты (доллар США, доллар Канады, марка Германии, фунт стерлингов Великобритании, франк Франции, франк Швейцарии, иена Японии, лира Италии и т. д.) не превышает 9,5%, а у российских коммерческих банков она больше 30% (чисто ростовщический), то необходимо установить дополнительный 80-100% федеральный налог, равный сумме за счет разницы между ставками российских коммерческих банков и средними мировыми на доллар США, например, за последние 6 месяцев. Никакого бегства капитала за рубеж не грозит, так как они там на Западе попадут в худшие условия. Это снизит инфляцию ВВП в РФ; Аналогично установить дополнительный 80-100% федеральный налог на кредит (краткосрочный и долгосрочный) в рублях, выдаваемый российскими коммерческими банками с учетом изменения курса Российского рубля к доллару США на срок выдачи кредита, т.е. инфляции и средней реальной рентабельности в целом по народному хозяйству РФ; ежемесячно публиковать уровень ожидаемой инфляции ВВП на следующий месяц, в соответствии с которым должна проводиться корректировка цен. Специальным решением Федерального правительства РФ должно быть оговорено также меры наказания частных предприятий за нарушение ценовой дисциплины, вплоть до тюремного заключения виновных и/или штрафы в размере их 20 месячного оклада.
Месячный уровень ожидаемой инфляции ВВП должен быть связан со среднемесячным темпом роста Российского рубля к доллару США предыдущего месяца и другими факторами. Первоначальной целью является достижение приблизительно одинакового темпа роста; замораживания уровня заработной платы не должно быть, но осуществлять контроль через ожидаемую инфляцию ВВП (корректировка подобно цене 1 числа каждого месяца на основании ожидаемой инфляции). В случае если фактическая инфляция превышает запланированный уровень, работникам предоставляется право обговаривать с предпринимателями размер компенсаций, однако ее запрещено переносить на себестои-мость продукции; пропагандировать такую меру, как брать кредиты в банках не сразу все, а дозами по месяцам (в начале) - в соответствии с календарным графиком производства по месяцам. Эта мера резко снижает сумму % за кредит (на 38-39%); налог на добавленную стоимость не распространять на суммы % за кредит (она является составной частью добавленной стоимости); создание юридических, экономических и финансовых условий для функционирования на внутреннем рынке в денежном обращении только российского рубля (вывод из обращения американского доллара и других иностранных конвертируемых валют); ужесточения контроля за экспортно-импортными операциями на всех уровнях и во всех звеньях экономики; прекращение определения курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара США и переход на более устойчивую, золотую основу, в соответствии с золотым содержанием рубля, как это было проведено в СССР (1950).
VII. Все отрасли экономики:
В РФ приняты колоссальное количество программ, планов на всех уровнях и во всех весях. Как они стыкуются по источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам и т. д. и т. п.? Не являются ли они просто «игрой» в программы для проформы?
Средне- и долгосрочное планирование своей производственной деятельности обязаны заниматься как все промышленно-финансовые группы, так и субъекты РФ и все они должны быть состыкованы по реальным источникам и объемам финансирования, наличным производственным мощностям, запасам сырья, трудовым ресурсам, уровням развития производственной и социальной инфраструктур и т.д. и т.п.
Нахождение, изучение, обобщение и широкая пропаганда передового опыта работы во всех отраслях народного хозяйства и во всех формах собственности (если выживает и процветает колхоз и/или совхоз, то не надо на это закрывать глаза, а тем более душить; необходимо хладнокровно и беспристрастно изучить все стороны его деятельности и найти изюминки.
Подсчитать стоимостные и иные показатели плана удвоения ВВП в текущих ценах и в ценах 2000 г.
Подписания соглашения с профсоюзами о временном запрете на забастовки и стачки в базовых отраслях и на всех видах транспорта на 10 лет.
VIII. Во внешнеэкономической деятельности: Организация, регулирование и контроль за экономически оправданных закупками однотипных импортных технологий разными отечественными экономическими агентами и стимулирования обмена новшествами между отечественными крупными, средними и мелкими фирмами; разумное уменьшение импорта однотипной иностранной продукции, ввиду, в противном случае, удушения отечественных производителей и превращения России в сырьевой придаток и источник дешевой неквалифицированной рабочей силы для промышленно развитых стран; селекционный контроль за импортом; развитие импортнозаменителей; анализ законов и иных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, таких стран, как США, ФРГ, Япония, Франция, Италия, Республика Корея (Южная Корея), Австралия; анализ реальных механизмов внешнеэкономической деятельности США, ФРГ, Японии, Франции, Италии, Республики Корея, Австралии за последние 10-20 лет.
На основе вышеуказанных п.п. разработка современных законов и иных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, а также механизма внешнеэкономической деятельности, как части государственного программирования.
Необходимо состыковать общесоюзный классификатор товаров и услуг СССР с международными классификаторами товаров и услуг, например, с действующим в рамках ЕС, а также его расширить, ибо за 19852003 гг. появились товары на стыке традиционных отраслей.
Разработать единый всероссийский реестр участников внешнеэкономической деятельности.
Создание единого органа исполнительной федеральной власти РФ отслеживающего, контролирующего на соответствие российских технических и иных стандартов и требований международным и иностранным.
Создание единого органа исполнительной федеральной власти РФ отвечающего за комплексное соответствие импортных товаров всем российским техническим и иным стандартами и требованиями.
Создание всех условий для создания жесткой, «железной», честной конкуренции между отечественными экономическими агентами и иностранными инвесторами в каждом секторе экономики, добиваясь, чтобы в каждом из них оставалось постоянно несколько участников и их конечными целями, должны быть снижение издержек производства и обращения, повышение качества товаров и услуг и расширение потребительских свойств продукции.
IX. В отношении стран СНГ: Прекращение субсидий странам СНГ, за исключением Белоруссии и Армении, ибо все остальные соседи хотят попасть и в ЕС, и в НАТО, а Россию вышвырнуть со своей территории и одновременно «доить» ее за просто так; поиск всех постоянных и системных инструментов воздействия (политических, дипломатических экономических, военных, идеологических, методами спецслужб) и их эффективного применения на страны СНГ для защиты: Русскоязычного населения, проживающих на их территории; стратегических, национальных интересов РФ, а также интересов экономических организаций РФ всех форм собственности, работающих на их территории.
X. В отношении стран Запада и Китая: Объявить особой доктриной (аналог доктрины Монро) территорию бывшего СССР зоной национальной безопасности и стратегических интересов РФ.
XI. В отношении коррумпированной и зажравшейся государственной, партийной и экономической номенклатуры всех уровней и рангов: создание «особых тюрем» и беспощадного уголовного преследования, вплоть до расстрелов.
Вышеуказанные предложения, наряду с предложениями других экономистов позволят успешно реализовать четвертую индустриализацию, т.е. реализовать программу удвоения ВВП.