Аннотация:Постпозитивистская философия науки строилась как последовательная критика основных принципов анализа и реконструкции научного знания, предложенных в рамках методологической программы логического позитивизма. В частности, подчеркивались невозможность редукции теоретического знания к эмпирическому, формулировки универсальных критериев различения синтетических и аналитических предложений в составе теории, неосуществимость построения теоретически нейтрального языка наблюдения. Особенно жесткой критике подверглась идея использования формально-логических методов при анализе структуры и динамики научного знания, на основе которой в рамках логико-позитивистской программы была предложена линейная, «кумулятивная» модель развития научного знания. В качестве центральных понятий при описании развития научного знания представителями «исторической» школы в философии науки были предложены понятия парадигмы и исследовательской программы. К сожалению, отсутствие логически четких определений данных понятий делало невозможным их использование для решения традиционных философско-методологических проблем, вело к пониманию динамики науки как процесса преимущественно иррационального и превращало философию науки в чисто описательную дисциплину. В статье рассмотрено успешное использование ряда формальных понятий, принятых в структуралистской программе анализа научного знания, для уточнения смысла и значения понятий «дескриптивной» философии науки. Указанная стратегия позволяет «ослабить» тезис о несоизмеримости сменяющих друг друга фундаментальных теорий и представить развитие научного знания как конвергентный процесс, сопровождающийся построением все более корректных моделей реальности.