Аннотация:Введение. Среди важнейших факторов, формирующих половые различия в успешности школьного обучения, называется академическая дисциплина (математика или язык), показатель измерения успешности (оценка, стандартизированная проверочная работа или тест), этап школьного обучения (начальная и средняя школа или старшие классы), качество образовательных условий и уровень социально-экономического развития страны, включающий и индекс гендерного неравенства. Цели и задачи. Целью исследования является кросскультурный анализ половых различий в успешности обучения, измеренной оценками учителей по математике и русскому языку, в период общего образования. Анализируются данные школьников из России и Кыргызстана, государств, где организация систем школьного образования является сходной, а качество обучения, уровень социально-экономического развития и степень гендерного неравенства в этих странах различаются. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 2145 школьников 2 – 11 классов из государственных школ России и Кыргызстана с обучением на русском языке. Выборка учеников из российской школы включает 898 человек в возрасте от 7,8 до 19,1 лет, из них 47,9% девочки. Выборка учеников из кыргызской школы составляет 1247 человек в возрасте от 7,6 до 18,9 лет, из них 56,6% девочки. Исследование выполнено с применением кросс-секционного дизайна. В качестве показателей успешности школьного обучения использовались учительские оценки по математике и русскому языку. Рассчитывалось среднее значение четвертных или полугодовых оценок. Статистический анализ данных выполнялся методом дисперсионного анализа с расчетом размеров эффекта влияния пола на каждом году школьного обучения.Результаты. Показано, что половые различия в школьной успеваемости проявляются в различных образовательных условиях. Универсальным является тот факт, что в среднем девочки учатся лучше, чем мальчики, и по русскому языку, и по математике на всех этапах школьного обучения. Установлена зависимость проявления половых различий в школьной успеваемости от академической дисциплины: чаще наблюдается преимущество девочек в успешном обучении русскому языку, чем математике. Эта тенденция характерна для обеих социокультурных выборок.Заключение. Кросскультурные особенности половых различий касаются возрастных периодов их проявления: в более благоприятных образовательных условиях – только с 11 до 15 лет, в период полового созревания, а в менее благоприятных средах наблюдаются во все годы школьного обучения.