Аннотация:Джайнизм по-прежнему распространён в Индии, хотя и не может, очевидно, соперничать ни с индуизмом, ни с буддизмом по количеству своих последователей и степени распространения в мире. Однако эта религиозная традиция, прямо или опосредованно, продолжает играть заметную роль в жизни современного индийского общества, затрагивая различные стороны его жизни. В докладе будут рассмотрены два проявления присутствия и влияния джайнизма на современную индийскую культуру - в области изобразительного искусства и литературы. Будет уделено внимание, во-первых, некоторым джайнским храмам в Северной Индии и штате Андхра Прадеш, а во-вторых, дана краткая характеристика Джайнской скульптурной галереи Государственного музея Андхра Прадеш, где хранится довольно много замечательных образцов джайнской скульптуры 11 – 13 веков н.э..
Эти произведения – не просто памятники древней джайнской скульптуры, но и источник вдохновения для современных скульпторов и художников.
Более подробно будет обсуждаться влияние религиозных концепций джайнизма на духовную жизнь современной Индии и их непосредственное или опосредованное проявление в художественной литературе хинди. Основным предметом рассмотрения и обсуждения является антология «Vaishlik ki chayaa men» (Под тенью Махавиры), объединяющая произведений 31 писателя хинди, родившихся в джайнской общине. Среди них выдающиеся писатели и писательницы, которые знамениты и за пределами Индии – такие как Джаянендра Кумар, Яшпал Джайн, Немичандра Джайн, Манну Бхандари, Мридула Гарг, Сунита Джайн, Манджул Бхагат и другие. В докладе рассматриваются произведения Джаянендры Кумара (роман “Tyaag patr” - Прошение об отставке), но основное внимание будет уделено рассказам Мридулы Гарг, вошедшим в антологию, в частности, рассказу «Банджара».