Аннотация:Изучение условий формирования деятельности (механизмов), ведущей к включению учащимися научно обусловленных "средств" социальной ориентировки как личностных ориентиров должна служить важной задачей в изучении проблемы формирования механизмов социальной регуляции учащихся. Работа направлена на изучение механизмов социальной регуляции учащихся, особенно в связи с необходимостью построения диагносцирующей методики. Ценностно-нормативная методика Г.Е.Залесского была дополнена методом многомерного шкалирования вариантов решений в специтально смоделированных социальных ситуациях в сфере морали и в сфере общения. Полученные данные позволяют определить систему внутренних признаков, через которые субъект преломляет воспринимаемые социальные ситуации. Были выделены четыре следующих признака: 1) общественная или личная польза данного дейтсвия, 2) напряженность ситуации; 3) информативность или определенность ситуации; 4) оценка испытуемым собственных действий и ожидаемая оценка их другими людьми. На этой основе выявлена типология личностной направленности.