Аннотация:Предмет исследования — подходы к раскрытию сущностных сторон человеческого капитала в условиях формирующейся новой российской модели экономического развития. Цель работы — рассмотрение особенностей накоплениячеловеческого капитала, проявляющихся в процессе объективных устремлений населения разных возрастных группк получению образования определенного уровня и квалификации, в условиях расширяющихся возможностей трансформирующейся экономики. Новизна исследования состоит в предметном представлении места, которое занимаетчеловеческий капитал в составе человеческого потенциала как фундаментальной научной категории, и его взаимосвязей с интеллектуальным капиталом и образованием, как базовой сферой его формирования.В статье устанавливаются причины различий во взглядах на концептуальное понимание человеческого капитала,раскрывается содержательное наполнение этой сложной по структуре дефиниции. Для установления характеристикбазовых элементов, отражающих отдельные стороны человеческого капитала, анализируется ряд отечественныхи зарубежных научных публикаций. При обосновании значения и роли образования и профессиональной подготовки в накоплении человеческого капитала применяются диалектический и системный подходы, методы сравнительного и контент-анализа. Аргументированы рекомендуемые для принятия меры по профессиональной ориентацииобучающихся, созданию системы мотивации и совокупности моральных и материальных стимулов профессорско-преподавательского состава высшей школы в целях приведения структуры подготовки кадров в соответствиес динамично изменяющимися запросами рынка труда. Сделаны выводы о необходимости разработки обновленнойконцепции развития российского высшего образования, концентрации творческих усилий научно-педагогическихработников, всего профессионального сообщества на основополагающих векторах формирования и накоплениячеловеческого капитала.Ключевые слова: человеческий капитал; трансформирующаяся экономика; потребности общества в специалистах;система высшего образования; профессиональная подготовка квалифицированных кадров; человеческий потенциал