Аннотация:В статье дан анализ идейно-духовных исканий российских консерваторов, связанных с социально-политическими сдвигами, порожденными Великими реформами 1860–70 гг.Отвергая западную модель развития, консерваторы искали опору социальной стабильностив патриархальном укладе, сохранявшемся в среде простого народа. Работа с этими слоями населения стала главной задачей выдающихся просветителей — С. А. Рачинского и Н. И. Ильминского. Заботясь о сохранении основ исконного быта и мировоззрения простых людей, просветители в своей учебной деятельности стремились максимально дистанцироваться от формализма,придать своим образовательным начинаниям религиозный характер. Подходы, характерныедля Рачинского и Ильминского, повлияли на отношение русского общества к христианам отдаленных стран — Эфиопии, а также Сирии и Палестины. В двух последних регионах активнуюдеятельность среди местных православных арабов развернуло Императорское ПравославноеПалестинское общество. Как и в случае с российскими простолюдинами, в христианах отдаленных земель видели носителей чистой, незамутненной, не испорченной современной цивилизацией христианской веры. В начале ХХ в. в связи с усложнением социально-политической обстановки в России и за рубежом данные предприятия начали испытывать серьезные трудности.Тем не менее их реализация явилась важной страницей российской истории