Аннотация:Профессия учителя в системе среднего образования выступает как высокоинформативный объект для многоуровневого изучения адаптационных возможностей и рисков снижения адаптационного потенциала. Для данной профессии выявлены типичные факторы развития профессионально-личностных деформаций, инвариантные по отношению к региональным особенностям труда [Митина, 2004; Величковская, 2005; Chambers & Belcher, 1993]: 1) большой объем рабочей нагрузки; 2) напряженное общение с большим количеством людей; 3) эмоциональная насыщенность работы в сочетании с организационными требованиями корректного поведения; 4) высокая ответственность за результаты труда; 5) низкий уровень оплаты труда; 6) ограниченность карьерного роста; 6) недостаток современного оборудования; 7) отсутствие специализированных помещений для отдыха при повышенном уровне шума во время перемен; 8) перманентный инновационный процесс. Цель исследования - выявление характерных признаков выгорания; в исследовании приняло участие 95 учителей (из них - 94 женщины) в возрасте 20-75 лет, стаж работы – 1- 47 лет. Для сбора эмпирических данных использовался опросник Ch.Maslach и S.E.Jackson в адаптации Н.Е.Водопьяновой [Водопьянова 2003]. Результаты позволили выявить следующие факты: симптомы выгорания у обследованных относятся к диапазону средней выраженности; значимых различий данных учителей Москвы и Ташкента нет. Для установления сходства/различия специфических особенностей типа взаимосвязей признаков деструктивных изменений был проведен подсчет коэффициентов частных корреляций между отдельными симптомами (для исключения возможного влияния возраста обследуемых в качестве опосредующей переменной). Результаты показали, что на обеих выборках тип взаимосвязей симптомов одинаков: чем более выражено эмоциональное истощение, тем с большей вероятностью можно ожидать выраженности и деперсонализации, и редукции достижений. Т.о., данные подтвердили предположения о схожести особенностей проявления выгорания обследованных учителей, работающих в Москве и в Ташкенте. Различия в развитии профессиональных деформаций учителей связаны со специфическими характеристиками системы мотивационных ориентаций, обеспечивающих выполнение трудовых задач в условиях реформирования образовательных систем России и Узбекистана [Кузнецова, Бурая, Гизатуллина, Широкая, 2012].